Тема рассказа после бала

План-конспект урока по литературе 8 класс по теме: Урок литературы. Толстой "После бала" Исповедь беспокойной совести. Урок-размышление по рассказу Цели: 1 обучающая: продолжить знакомство с творчеством Толстого на примере его рассказа «После бала» 1903г. Развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами; 3 воспитывающая : способствовать тема рассказа после бала авторской мысли, а именно: моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества, а также заставить ребят задуматься над жизненными целями, определяющими поведение людей, тем самым сформировать прочную нравственную позицию учащихся. Оборудование урока: портрет писателя Толстого, иллюстрации из музея-усадьбы «Ясная поляна», выставка работ учащихся иллюстрация сцен самого «бала» тема рассказа после бала «после бала»музыкальный фрагмент Глазунова «Вальс» мазуркавысказывания великих людей о писателе Толстом и его творчестве. Методические приёмы: беседа, элементы диспута, развёрнутые ответы учащихся, рецензирование работ, пересказ, анализ художественного текста, самостоятельные творческие задания, дифференцированные, работа учащихся в группах: 1 литературоведы. Вступительное слово учителя цели урока, тема, проблемные вопросы 3. Анализ прочитанного рассказа Толстого «После бала», прослушивание музыкального фрагмента Проверка домашнего задания по группам 5. Составление и заполнение таблицы. Выставка работ к рассказу. Решение проблемных вопросов урока, составление характеристики героя, чтения стихотворения Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся. Эпиграф: Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки… Гусев Ход тема рассказа после бала Организационный момент. Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение творчества Толстого и будем размышлять над прочитанными страницами его произведения «После бала». Урок - размышления по рассказу Толстого «После бала» УЧИТЕЛЬ: Постигая художественный текст произведения, постараемся проникнуть в нравственный аспект тема рассказа после бала, а также в замысел самого автора. На нашем уроке представиться возможность высказаться всем группам ребят: литературоведам, исследователям, художникам. Цель урока: СЛАЙД 2 Понять авторскую мысль: моральная ответственность человека за жизнь окружающего общества. Эпиграф СЛАЙД 3 Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки… Во время сегодняшнего разговора нам предстоит ответить на ряд вопросов: СЛАЙД 4 Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл? Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении сегодня? Посмотрите на тему урока. Какой смысл мы вкладываем в слово «ИСПОВЕДЬ». Слово исследователям Исповедь - у этого слова два значения: 1 у христиан - признание в тема рассказа после бала грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и бога, церковное покаяние; 2 откровенное признание в чём-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях. В каком произведении мы уже знакомились с определением данного слова? Иван Васильевич Что послужило поводом для написания рассказа? СЛАЙД 5,6,7 Время правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным Толстой обращается к событиям прошлого. Автора больше всего волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Давайте составим словарь урока. СЛАЙД 8 Исповедь, нравственный, композиция, рассказ в рассказе, прием контраста, антитеза, сюжет, деталь. Как вы понимаете слово нравстенный, нравственность? Исследователи: Человек, обладающий внутренними духовными качествами, правилами поведения. От чего имени ведется повествование? Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя и разговор ведется о нравственных ценностях «для личного совершенствования необходимо изменить условия, в которых живут люди Как построен тема рассказа после бала Что означает тема рассказа после бала рассказ? Рассказ - это прозаическое небольшое по объёму произведение, в котором повествуется об одном событии. А какое событие повлияло на всю жизнь главного героя Ивана Васильевича? «Я про себя скажу. Вся моя жизнь сложилась, так или иначе, не от среды, а совсем от другого. » УЧИТЕЛЬ: На уроке будем говорить: Что же произошло с Иваном Васильевичем после этого случая? Как распорядился своей судьбой герой? Был ли в его жизни какой-то нравственный смысл? Какими же внутренними качествами руководствовался Иван Васильевич при выборе своей судьбы, жизненных целей? Одно поколение меняет другое. Но неизменными остаются понятия нравственность, порядочность. Давайте обратимся к тексту и посмотрим. Как решает проблему нравственного выбора наш герой Иван Васильевич. Работа с текстом О каком событии из своей жизни поведал нам рассказчик? И так окунемся в атмосферу бала. Звучит музыкальный фрагмент Какое настроение вызвал у вас этот музыкальный отрывок? А какие чувства переполняли вас при прослушивании? Созвучны ли они настроению молодого человека на балу? Найдите в произведении, как писатель описывает эту сцену бала? Какие элементы использует Наблюдение над языковыми средствами. СЛАЙД 11 по группам зачитываются примеры из 1 колонки и, тема рассказа после бала заполняется 2 колонка таблицы. С блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью. Тема рассказа после бала сильными плечами и длинными ногами, старый служака. Работа с иллюстрациями учащихся. Смогли ли вы это передать в своих работах? Вспомните свои ощущения на празднике? Радость — Веселье — Любовь — Вальс — Восторг — Наш герой захвачен атмосферой праздника ещё и потому, что он влюблён в Вареньку. Сохраняется ли это чувство «умилённого восторга» на протяжении всего повествования? Находит ли оно своё продолжение? Оно резко меняется в противоположную сторону. Почему чувства у героя меняются? Звучит чтение актера сцены «После бала» полковник наказывает провинившегося солдата. СЛАЙД 12 Мы видим, как резко меняется настроение героя. И помогает усилить впечатление от прочитанного: цвет, белый на балу цвет радости, во второй части- оскаленные зубы солдата, делать перчатка — связывает части рассказа — для этого строит своё повествование на основе контраста- приёма антитезы. СЛАЙД 13 Радость сменяется грустью веселье - тревогой любовь - разочарованием. Толстой передает впечатление повторяющегося ужаса с помощью синтаксических повторов и параллельного построения фраз все так же падали удары…, все так же били барабаны…, все так же двигалась фигура статного полковникаа в первой части этот прием передает ощущение бесконечного счастья вальсировал еще и еще, еще раз выбрал ее. Контрастное изображение героев, их тема рассказа после бала состояния помогают раскрыть социальные противоречия. Толстой - мастер - психолог, он очень тонко подмечает состояние души человека. СЛАЙД тема рассказа после бала А как вы думаете полковник на тема рассказа после бала и после бала…. Полковник убежден, что «все делает по закону». Может ему и стыдно где-то в глубине души. Но это не снимает с него вины, а лишь объясняет его поступки. А тема рассказа после бала он и не считает солдат за людей. СЛАЙД 16 Каким представляет Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в судьбе его сыграл случай? Почему не вмешался наш герой? Понять происходящее он не может. Тема рассказа после бала где-то в глубине души догадывается, именно общество повинно в том, что человек должен быть то одним, то другим. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД 17 В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему автор отдал предпочтение названию «После бала»? УЧИТЕЛЬ: Слово критикам СЛАЙД 18 Как распорядился своей судьбой Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то нравственный смысл? Актуальны ли вопросы, поднятые в произведении? СЛАЙД 19 Я хочу вам предложить выполнить тест после прочтения произведения. УЧИТЕЛЬ И подводя итог нашему с вами разговору, я хочу сказать, что не зная Толстого — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. Гусев писал: «Толстой призвал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки…» - Согласны ли вы с автором этих строк? Рассказ 2 Художественный прием, к которому тема рассказа после бала Толстой, решая творческую задачу: Аллюзия 3 Композиция произведения Рамочная 4 Тема разговора, который происходил между Иваном Васильевичем и молодыми людьми Любовь к жизни человека Тема рассказа после бала. Изменение условий жизни ради личного самоусовершенствования Проблемы в отношении отцов и детей 5 Состояние, в котором находился Иван Васильевич на балу Тема рассказа после бала был весел, бесконечно счастлив и влюблен Он был растерян и обманут Ему было грустно и одиноко 6 Чувства, которые испытывал Иван Васильевич к отцу Вареньки на балу Уважение к его заслугам перед Отечеством Восторг и нежность Робость и уважение 7 Внешне Варенька была похожа на отца, но особенно Иван Васильевич выделял Грацию 8 «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска…» - вспоминал Иван Васильевич об ощущениях После бала 9 Действие в произведении происходит в годы правления: Николая 2 10 Образ полковника, отца Вареньки: Не типичен для России начала 19 века Типичен для своего времени Комичен 11 Полковник, увидев Ивана Васильевича после бала: Приветливо улыбнулся новому знакомому Гневно прикрикнул на него Сделал вид, тема рассказа после бала не знает 12 Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно: Он стал военным Тема рассказа после бала. Он не стал больше служить Во всех своих неудачах он винил полковника По теме: методические разработки, презентации и конспекты Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями. Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Урок литературы в 8 классе с использованием ЭОР. История создания рассказа « После бала». Антитеза -основной художественный прием построения рассказа». Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентациейкомментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению. В качестве домашнего задания обу. Данные урок интегрированный литературно-музыкальное искусствотем самым позволяет "погрузить" тема рассказа после бала в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол. Интегрированный урок проводится после изучения рассказа Ведётся исследовательский анализ рассказа. Анализируются эпизоды, где наиболее часто встречаются конструкции с однородн. «После бала» 1903 г. Автор и рассказчик в тема рассказа после бала. Тема:Анализ душевного состояния главного героя рассказа Толстого «После бала»Цель урока: совершенствовать навык анализа художественного произведения через душевное состояние геро.

Похожие документы
Карта сайта
Протоколы профсоюза образцы
Организация власти в демократическом государстве план
Закон о семеноводстве с изменениями

Комментарии
  • Однако, несмотря на хрестоматийность, даже своего рода зачитанность, рассказ этот, как представляется, еще не реализовал всех своих возможностей в курсе литературы средних классов.